Броненосец «Ваня» (Вяйнямёйнен)
Военно-морские силы Финляндия в первой половине прошлого века имели на вооружении броненосец «Вяйнямёйнен», водоизмещением почти в четыре тысячи тонн и длиной более ста метров – самый крупный военный корабль страны. Его водоизмещение составляло 3900 тонн, длина почти 100м., ширина 16,92 и осадка 4,5м. Вооружение состояло из 2 двухорудийных 254-мм башен, 4 двухорудийных 105-мм пушек и 14 40-мм и 20-мм зенитных автоматов. Корабль имел сильное бронирование: толщина бортовой брони равнялась 51, палубной — до 19, башен — 102 мм. В экипаже насчитывалось 410 человек.
Броненосец береговой обороны (ББО) «Вяйнямёйнен» был построен в 1932 г. на верфи «Крейтон-Вулкан» в Турку. Броненосец был назван в честь главного героя финского поэтического эпоса «Калевала». Вяйнямейнен — «вековечный прорицатель», богатырь и поэт, почти в каждой руне эпоса именуемый «друг моря». Вряд ли можно придумать лучшее название корабля.
В начале октября 1932 года, когда «Вяйнямёйнен» стоял в порту Гурку, вахтенного Пертуннена привлекло бледно-голубое мерцание среди волн, которое все усиливалось и в конечном итоге вырисовалось в лодку, а на ней стоял седой старик с развивающимися волосами. Сказочная лодка вместе со стариком была окружена голубым ореолом. Вахтенный просто оцепенел от увиденного, тем более что он был потомком знаменитого карельского сказителя девятнадцатого века Архипа Пертуннена, а потому сразу понял, что перед ним колдун и певец рун Вяйнямёйнен. Очнулся он только тогда, когда лодка с колдуном скрылась за бортом корабля.
Пертуннен об увиденном записал в вахтенном журнале, однако начальство не обратило на эту запись никакого внимания, посчитав, что матрос просто устал и ему пригрезилось, бог знает что. Однако после этой встречи с колдуном броненосец «Вяйнямёйнен» вдруг стал неуязвимым к нападению противника, то есть заговоренным.В 1939 году, когда началась война Финляндии и СССР, знаменитый военный корабль сразу же попал в поле зрение советской авиации, которая поставила задачу во что бы то ни стало уничтожить вражеский броненосец. Да не тут-то было…
Вначале «Вяйнямёйнен» атаковали три бомбардировщика близ базы Ханко – ни одна бомба не достигла цели. Самолеты вскоре вернулись с новым запасом бомб, но тут сгустился непроглядный туман, а когда он рассеялся, корабль словно исчез. Разведка обнаружила его у порта Турку, и туда направились уже девятнадцать самолетов с самыми классными советскими летчиками. Потеряв два самолета, эти асы так и не смогли поразить цель. А потому через три дня топить заколдованный финский броненосец отправилось уже тридцать самолетов. Однако и они ничего не смогли сделать — все бомбы отчего-то летели не в цель, а в воду. Это настолько разозлило командующего ВВС Балтийского флота генерала Ермаченкова, что он организовал новую, крупномасштабную операцию, причем тщательно подготовленную, в которой участвовало двадцать восемь бомбардировщиков и девятнадцать истребителей. За их штурвалами оказался свет советской авиации, а потому у финского корабля, казалось, не было ни одного шанса уцелеть. А он и в этот раз вышел сухим из воды, ни одна из 56-ти бомб даже рядом не легла с заговоренным броненосцем. Участники этой войны стали называть «Вяйнямейнен» кораблем-призраком. Советские летчики и моряки ласково прозвали его «Ваня».
Вскоре началась Великая Отечественная война, в ходе которой для советской армии уничтожить непотопляемый вражеский корабль стало делом чести. С целью его уничтожения была организована четко спланированная (с репетициями и многочисленными отработками) компания, а затем послана целая армада самолетов, которыми управляли сто тридцать два аса. На «Вяйнямёйнен» было сброшено почти тридцать бомб, каждая весом в тонну, после чего корабль, наконец-то, не выдержал, лег на борт и… пошел ко дну. Это наблюдали практически все советские военные летчики, участвовавшие в той грандиозной операции. Многие из них были награждены за этот подвиг медалями. В конце лета 1944 г. командующий КБФ адмирал В.Ф.Трибуц получил «Отчет по операции уничтожения ББО (броненосца береговой обороны) «Вяйнямейнен» в порту Котка». Трибуц подписал сразу 6 представлений на присвоение звания Героя Советского Союза, а В.И.Раков получил вторую золотую звезду Героя (первую ему вручили за войну с Финляндией). В СССР был выпущен агитационный плакат «Потопление финского броненосца «Вяйнямейнен». Казалось, в этой истории поставлена жирная точка.
Однако уже вскоре воздушная разведка СССР доложила, что «Вяйнямёйнен» остался целым и невредимым, а уничтожен вместо него был немецкий крейсер «Ниобе», только что перебазированный для усиления ПВО Котки. Причину ошибки можно объяснить тем, что «Вяйнямейнен» и «Ниобе» имели примерно одинаковые размеры, других кораблей такого класса в Финляндии не было. А можно и тем, что с самого верху был дан приказ уничтожить именно «Вяйнямейнен». Приказ настолько серьезный, что даже в упомянутом выше «Отчете по операции уничтожения ББО «Вяйнямейнен» в порту Котка» нарисован силуэт «Вяйнямейнена» с характерными орудийными башнями и толстой мачтой. Позже на титульном листе отчета, по указанию Главного штаба ВМФ, название «Вяйнямейнен» зачеркнуто, а выше сделана надпись: «Считать крейсер ПВО «Ниобе». А еще на флоте стала ходить байка о некоем балтийском летчике, которого в 1940 и 1944 гг. наградили за потопление «Вяйнямейнена», а в 1947г. – за его обнаружение.
Надо отдать должное настойчивости советского командования, которое предпринимало еще несколько попыток уничтожить заколдованный финский броненосец, но все было впустую: корабль неизменно уходил без малейшего повреждения. Все это походило на фантастику, поскольку из рассказов очевидцев следовало, что бомбы отклонялись в полете, пропадали (таяли) в воздухе, а иногда и вовсе проходили через сам броненосец, поскольку тот на мгновение становился полупрозрачным и пропускал их через себя. Да и погодные условия словно специально заботились о сохранности «Вяйнямёйнен», преподнося какие-то сказочные, словно взявшиеся ниоткуда, туманы в самые критические моменты бомбардировки корабля. За все годы войн советская авиация пыталась потопить «Вяйнямейнена» 61 (!) раз, но так и не смогла это сделать. Было сброшено в общей сложности 500 тонн бомб, но ни одна из них не достигла цели.
По условиям Парижского мирного договора от 10 февраля 1947 г. Финляндия лишалась права иметь в составе своего флота ББО и подводные лодки — они должны были продаваться или идти на слом. Вот тут бы и поставить «Вяйнямейнена» на вечную стоянку, сделать корабль-музей по типу «Авроры». Но после войны в 1947 году руководство СССР уговорило Финляндию продать им заговоренный «Вяйнямёйнен». И чересчур прижимистые suomalaiset продали «Вяйнямейнена» Советскому правительству за 265 млн. финских марок. После чего он стал советским броненосцем под именем «Выборг». Под этим именем он прослужил до 25 февраля 1966 г., а потом был разделан на металл. Броненосец и после этого не имел никаких неприятностей и аварий, дослужил до «глубокой старости» и был списан, не проявив при этом ничего необычного и загадочного, хотя некоторые этого и ожидали.